воскресенье, 09 марта 2008
17.02.2008 16:15
rakugan написал(а):
Десять вещей, которые меня раздражают в фиках по ГП
По примеру emris и trelawney_ решила это написать. Такой обобщенный опыт читателя и модератора.
Все нижеприведенное - чисто личное мнение. Имхо, имхо, не более чем имхо. Никому не навязываю.
Итак, что лично меня раздражает в фиках по ГП:
1. Deus ex machina, или читерство. Это никому ранее не известные супер-заклятия, мега-девайсы, внезапное обретение персонажами ультра-мега-способностей, которые позволяют им справиться со всеми проблемами с пол-пинка. Сразу вспоминается отрывок из школьного сочинения "Если бы я был рыцарем" (такие сочинения когда-то писали шестиклассники, когда я была на педпрактике в школе): "И тогда ко мне пришел поток энергии из космоса. Я с такой силой бросился на соперника, что он от удивления упал с коня и умер". Читателю при виде таких фишек тоже остается только упасть от удивления и умереть.
Впрочем, авторов фанфиков в данном случае извиняет то, что у нас и канон грешит такими вещами. Особенно седьмая книга. Свет, который вошел в Рона и точно указывал, куда ему идти (GPRS какой-то прям); Гарри, который вдруг "почувствовал и понял" что-то там такое; Гермиона, у которой в сумочке совершенно случайно, как у Робинзона Крузо на необитаемом острове, припасено все необходимое; и так далее, и тому подобное.
2. Полный ООС персонажей. читать дальшеНет, я ничего не имею против некоторой доли ООС, потому что это, в конце концов, неизбежно. Мы все видим персонажей по-разному, и поэтому сложно определить, что же, собственно говоря, есть канонический характер - даже в тех случаях, когда он хорошо прописан в каноне. Но бывает ООС, который полностью не стыкуется с поведением персонажа в каноне. Например, несчастный, забитый, постоянно плачущий Гарри Поттер, которого обижают все, от злых Дурслей до злого Драко Малфоя, а он все безропотно терпит и только всхлипывает в уголочке. Притом что в каноне Гарри палец в рот не клади - того же Дадли он дразнит только так, причем еще до того, как узнал, что он волшебник, т.е. когда еще не было безнаказанности. Но все равно дразнит и доводит - "нарывается". Никакого панического ужаса там и близко не видно. А тут нам подсовывают несчастное существо, которое проще заавадить, чтобы не мучилось, и говорят, что это будущий победитель Темного Лорда? Пф-ф...
О Гарри - нежном любовнике, который, закатывая глаза, шепчет "Северус, милый Северус, я люблю тебя!", я уже просто молчу. На месте Снейпа я бы, услышав такое, сразу отравилась. Чтобы не позориться.
Точно так же я не в состоянии поверить в Гарри, который после победы - "большая шишка в мафии и владелиц публичных домов". Или в Артура Уизли, который в тексте многократно и со вкусом насилует свою младшую (и единственную) дочь. Я могу сказать много плохого об Артуре Уизли, но при всем этом мне сложно представить его в роли педофила. Нет, если вам хочется такое написать, - так бога ради, в мировой литературе вон и "Лолита" есть, и еще много чего, но зачем же называть персонажа именем человека, который к нему никаким боком не относится?
3. Тупой Темный Лорд и тупые УпСы. Можете считать это личным тараканом, но, ребята, - даже если вы пишете об ОФ и с точки зрения ОФ, так дайте себе труд создать достойного противника. Как минимум, из уважения к своим персонажам. Иначе получается, что весь Орден, состоящий (в вашем исполнении) из умных, сильных и ярких личностей, не может справиться с горсткой идиотов и садистов во главе с безносым параноиком, который только и способен, что визжать: "Круцио!". Орденцам самим-то не стыдно? Мне бы на их месте - было.
Поэтому если я читаю фик, где потрясающий Гарри, потрясающий, скажем, Хмури, или Люпин, или Тонкс, или Блэк с Джеймсом Поттером, или кто угодно, но им противостоят глупые, картонно-злобные, неповоротливые УпСы, - как бы ни был хорошо написан этот фик, я закрою его без комментариев.
Впрочем, здесь авторов опять-таки извиняет позиция Роулинг, которая сама не сумела написать противника так, как он того заслуживает.
4. Обратный вариант - тупой злобный ОФ. Ровно так же, как я не переношу в текстах глупых и примитивно-садистских УпСов, я не люблю, когда автор, пишущий от лица "темных", начинает мазать черной краской Орден Феникса, а УпСов делать невинными, белыми и пушистыми зверушками. Опять же вопрос - ребята, зачем вы унижаете собственных персонажей? Вам нравится их видеть несчастными и обиженными злыми аврорами? А вы уверены, что им это нравится? Соратники Темного Лорда - умные, жесткие, сильные и во многом циничные люди, и уж поверьте, они не станут рыдать над своей тяжелой судьбой, если им на допросе в аврорате переломают все пальцы. Это жизнь. Они знали, на что шли. Тем более что я могу поверить в Крауча, применяющего на допросе круцио, но не могу поверить в такого Хмури. Давайте опять-таки уважать противника. Не надо делать из ОФ монстров, чтобы на их фоне наша сторона выглядела телятками на бойне.
5. Излишняя романтичность и красивости. Это уж просто какая-то многоголовая гидра - на месте одной отрубленной головы тут же вырастают пять. Невыносимо прекрасное пение феникса, ослепительные сияния разных цветов, тоскливый вой северного ветра над Азкабаном, кровавый закат, золотой рассвет, гордо вскинутая голова, божественно прекрасный взгляд черных (карих, зеленых, нужное вписать) глаз, мудрость и сила столетий, которые сквозили во всех чертах его (ее, их) лица, сердце, сжимающееся от горя (радости, изумления, тоски, нужное подчеркнуть) - и так далее, и тому подобное. Цитировать можно бесконечно, но у меня нет сил; вдобавок от такого у меня начинается гастрит.
Мерлин великий, ну зачем, зачем нужны авторам все эти красивости, весь этот пафос и штампы? Неужели непонятно, что все, что вы хотите выразить, гораздо лучше смотрится в обыденных, неброских деталях?
"...С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле...".
Красивостями и романтичностью грешат многие даже хорошие авторы. Честное слово, для некоторых я готова учредить премию и выдавать ее в тот день, когда автор сумеет преодолеть себя и вместо "графитово-черный" написать просто "черный", а решающая сцена произойдет у него не на скалистом утесе над морем, в антураже из молний и волн, со страшным шумом бьющихся о берег, - а просто в каком-нибудь супермаркете.
6. Недостоверность в реалиях. Дорогие сестры... и еще раз сестры (потому что в нашем фандоме мужчин, увы, раз-два и обчелся), я понимаю, что не все из нас имели возможность побывать в Англии и посмотреть, как там что устроено. Но есть ведь специальные сообщества, вроде hp_britglish, где всегда можно задать вопрос, есть книги об Англии, есть, в конце концов, Википедия и всякие поисковики. Проверяйте, пожалуйста, реалии, о которых вы пишете. Никто не ждет, что вы будете в точности знать, в каком универмаге Гарри покупал одежду и за сколько, или точное расписание электричек от Лондона до Шеффилда (хотя лично я такое приветствую), - но есть реалии, не учитывать которые просто нельзя. Например, если вы пишете, что Дурсли держали Гарри у себя во дворе на цепи и кормили из собачьей миски, - такое было бы возможно где-нибудь в нашей неблагополучной деревне, где 100% взрослого населения пьют горькую, и никому ни до чего дела нет. Но в таком месте, как Литтл Уингинг, соседи тут же позвонили бы в социальную службу, и Дурслям был бы большой превед. Зачем, спрашивается, писать текст, где у читателя с первой же главы рвется из горла крик "Не верю"?
7. Недостоверность в физиологии. Волшебники - они, конечно, волшебники, но устроены так же, как все прочие люди. Если вы пишете, что, скажем, Фред и Джордж страстно любят Гарри Поттера одновременно и... э-э... в одно и то же отверстие, то попробуйте провести над собой маленький эксперимент. Купите два фаллоимитатора (если нет денег, возьмите два больших огурца) и попробуйте просто вставить их в это самое отверстие. Одновременно. Просто вставить, даже не двигая. Если получится - ну, что я могу сказать... Тогда пишите, конечно. Удачи.
Если вы пишете ангст - физиологию тоже нужно учитывать. Есть медицинские справочники, есть интернет. Не надо описывать многочасовые пытки, в ходе которых герой мужественно все терпит, стиснув зубы. Так не бывает. У всех есть свой болевой порог, это уж не говоря о том, что бывает шок и потеря сознания. Далее, если у героя, например, серьезное проникающее ранение в брюшную полость - подумайте о том, что вряд ли он сможет при этом выдержать полуторачасовую битву с Темным Лордом и победить в ней. Это только в кино так бывает: "Ты меня типа ранил, а я типа из последних сил...". В жизни очень быстро развивается кровопотеря, затем потеря сознания и так далее, со всеми вытекающими. Если герой у вас, конечно, не киборг-терминатор.
8. Неучитывание канонических реалий. Канон есть канон. Если вам нужно им пренебречь для каких-то целей, смело ставьте в шапку "АУ", и никто вам слова дурного не скажет. В противном случае - извольте следовать каноническим датам, деталям и прочему. Например, если вы пишете, что Беллатрикс полюбила Снейпа (с которым у нее девять лет разницы в возрасте) с той минуты, когда его впервые увидела, то тогда, во-первых, объясните, как она его увидела, если уже не училась в Хогвартсе, во-вторых - в кого она, простите, влюбилась? В одиннадцатилетнего ребенка? Вы в возрасте 20 лет часто влюблялись в 11-летних? Нет, конечно, в жизни и не такое бывает, но тогда это надо психологически обосновать и прописать. А если они у вас одного года рождения - то опять-таки просто ставьте "АУ", и см. выше.
Или, если вы не хотите принципиально учитывать каких-то реалий, тоже это помечайте. Например, ваше право отвергать последние интервью Роулинг и не считать Дамблдора геем, но тогда делайте соответствующее предупреждение в шапке. И все, делов-то.
9. Кстати, о Снейпе. Обилие Снейпа в фиках тоже раздражает (лично меня; никому не навязываю). Нет, я понимаю, что человек может любить, например, соленые огурцы, просто с ума сходить по соленым огурцам. Его личное дело. Но вряд ли он будет добавлять соленый огурчик во все подряд - и в суп, и в жаркое, и в пирожное, и в кофе. Почему же тогда Снейп обнаруживается сплошь и рядом в тех текстах, где он вообще не имеет отношения к сюжету, и даром не нужен, и видно, что его участие притянули за уши? (Например, кто-то из персонажей ни с того ни с сего проснулся утром и понял, что пылает к Снейпу неземной любовью).
Я понимаю, что персонаж любимый, - но тогда тем более, не жалко ли его делать в каждой бочке затычкой?
Тем более, что ему самому это вряд ли бы понравилось...
10. Негативное восприятие автором критики. Это тоже очень сказывается на впечатлении от текста. Бывают случаи, когда текст неплохой, но в нем есть моменты, которые объективно стоило бы поправить. Указываешь на это автору - а он встает на дыбы и начинает кричать, что таков его гениальный замысел, и что текст прекрасен и безупречен, а кто этого не видит, тот сам дурак. Это же, кстати, сплошь и рядом бывает не только с фиками, но и с исследованиями по ГП и всем таким прочим. Возникает вопрос: родной, если ты не готов видеть никакие отзывы, кроме хвалебных, зачем ты вообще выкладываешь это в публичный доступ? Ну, покажи друзьям, которые скажут тебе много приятных слов и падут ниц перед твоей гениальностью, - и достаточно. Или вывешивай у себя в ЖЖ под замком для узкого круга приближенных.
Имхо-имхо, правильный ответ на критику должен начинаться со слова "Спасибо". Независимо от того, согласны вы с ней или нет, пожмете плечами, увидев ее, или будете аргументировать свою позицию. Поблагодарить надо уже как минимум за то, что чужой вам человек (не друг, не брат, не преданная бета) дал себе труд прочесть ваш текст и оставить отзыв, да еще и указать на ошибки (значит, читал внимательно - тоже плюс). Критика может быть сколь угодно глупая, субъективная, несправедливая, и вас никто не обязывает ее учитывать. В конце концов, авторское видение - это ваше право. Как говорил Мик Джаггер, "если вы будете слишком много заботиться о том, что о вас думают, вы никогда ничего не сделаете". Так что не хотите - не принимайте в расчет. Но поблагодарить и вести себя с критиком вежливо и корректно - это просто must для человека, считающего себя автором, да и просто для человека воспитанного.
Вот, собственно, и все.
Простите, что так расписалась и что местами получилось резковато. Наверное, накипело
)
URL записиВот блин, подпишусь под каждым словом!!!!
@темы:
поттернутое,
фанфикшен,
фандомное